Офицер Равиль Шакиров: «Служба – это та же самая работа, наполовину её не выполнишь». Фото: Зиля Амирова, «КЗ». Офицер Равиль Шакиров: «Служба – это та же самая работа, наполовину её не выполнишь». Фото: Зиля Амирова, «КЗ».

Когда служба – образ жизни

Автор: Зиля АМИРОВА

Двадцать один год был новоиспечённому лейтенанту, выпускнику Самаркандского высшего военного автомобильного командного училища Равилю Шакирову, когда он принял под своё командование 33 бойца и 29 единиц техники. И случилось это в Афганистане…
Парень уже со средних классов школы мечтал о профессии военного, даже поступал после восьмого класса в Казанское суворовское училище, но недобрал полбалла. А в десятом классе он уже точно знал, что поступит, потому что не представлял себя в другой профессии и тщательно готовился к этому. Откуда такая мечта, майор запаса помощник начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учёта мобилизационных ресурсов военного комиссариата городов Нефтекамск и Агидель, Краснокамского района Равиль Камилович Шакиров сегодня затрудняется сказать. Возможно, примером послужили два деда, участники Великой Отечественной войны, один из которых был кавалером трёх орденов Славы, а другой – участником боевых действий Ленинградского фронта. Безусловно, определённую лепту внёс и преподаватель начальной военной подготовки в школе, который был кадровым военным.  
И вот уже учёба позади, первый офицерский отпуск в 1985 году к родителям, которые жили в Оренбургской области, на родину, где прошло детство и юность, где учился, встретил свою любовь.

Дни отдыха пролетели быстро, нужно было уезжать. Только сам Равиль и его девушка Разина знали, что впереди – Афганистан. Ему – 21, ей – 19. Родителям ни слова. Понятно, почему – само слово «Афганистан» тогда вызывало леденящий душу страх. Каково же приходилось родителям, узнавшим, что их сын оказался в этой горячей точке?
В октябре восемьдесят пятого лейтенант Р.Шакиров пересёк границу Демократической республики Афганистан: самолётом из Ташкента их доставили в Кабул. Был распределён в 59-ю армейскую бригаду материального обеспечения в населённый пункт Пули-Хумри, назначен командиром автомобильного взвода.
- До последнего мы не знали, когда, куда нас распределят, но предположения и догадки, что «за речку», конечно же, были, - вспоминает события тех лет Равиль Камилович. – Но страха и тревоги не было, мы были морально к этому готовы. Во-первых, до нас несколько выпусков ребят были направлены в Афганистан, во-вторых, и специализация у нас была особенная – эксплуатация техники и ведение боевых действий в горно-пустынной местности. Всё воспринималось как должное. А потом, по прибытии, всё завертелось: необходимо было ребят принять, занятия проводить, технику восстанавливать, обслуживать. Там уж думать о страхе было некогда…
Как и большинство прошедших Афган, Равиль Камилович рассказывает о службе достаточно скудно, без бахвальства. Основная задача батальона, в котором он служил, - обеспечение войсковых частей материальными средствами – боеприпасами, вещевым и продовольственным довольствием, стройматериалами, ГСМ и т.д. Третий взвод, где он был командиром, значился взводом технического замыкания, то есть находился в хвосте колонны. Несмотря на то, что автоколонна всегда ходила под прикрытием – либо со своим боевым сопровождением, либо под заслоном мотострелковых полков, несмотря на то, что в зоне наибольшей вероятности нападения душманов были организованы выносные заставы, опасность подстерегала везде. Боевики могли обстрелять, внезапно напасть в любом месте и в любое время суток, для этого у них было большое преимущество - прекрасное знание местности. Только с октября по декабрь 1985 года из 7 проводок четыре попали под обстрел. Следующий год был ещё более напряжённый…
Погибали ребята – молодые, только начинающие жить, чьи-то сыновья, братья, любимые. И это, по признанию Равиля Камиловича, самое страшное. Потому он признаётся, тогда в свои двадцать с небольшим он начал ценить жизнь, людей, понимать, насколько хрупка грань между жизнью и смертью…
…Вспышка, пронзительная боль, ощущение, что машина переворачивается. Вот всё, что успел запомнить лейтенант Шакиров в декабре 86-го. Очнулся, когда БТРом раздирали кабину грузовика, чтобы вытащить его и водителя.
- Перед нами обстреляли колонну, дорога оказалась перекрыта машинами, - рассказывает офицер. – Командиром было принято решение объехать по обочине. Наша машина была пятнадцатой. Сработал фугас, скорее всего, это была мина нажимного действия, рассчитанная на определённое количество нажатий…
Раненых увезли в санбат в Баграм, через сутки на вертушках - в центральный армейский госпиталь в Кабул. Четыре месяца лечения, затем был эвакуирован, как в то время говорили, в Союз, переведён для дальнейшего лечения в военно-медицинскую академию имени С.М.Кирова в Ленинграде. Военные врачи сделали невозможное – собрали лейтенанта буквально по крупицам. На это понадобилось 11 месяцев…
Увы, впоследствии речь не могла идти о службе в строевых войсках, ранение было слишком тяжелое. На военно-врачебной комиссии вообще встал вопрос о списании. Это прозвучало словно приговор.
- У меня сразу возник единственный вопрос: «А как мне дальше жить?» Ведь кроме службы Родине, я ничего не умею…
Потому Равиль Шакиров твёрдо стоял на своём стремлении служить дальше. Даже беспристрастные члены ВВК не устояли перед такой решимостью – приняли решение о его назначении на должность старшего помощника начальника второго отделения (призыва) Нефтекамского городского военного комиссариата.
Так Р.К.Шакиров оказался в наших краях. И впоследствии Нефтекамск стал для него второй родиной, сюда он перевёз жену – ту самую девушку, которая проводила его в Афганистан и дождалась, стала верным спутником и идёт с ним по жизни вот уже тридцать лет, здесь родилась и выросла дочь Рузиля, подарившая с мужем двух прекрасных внучек. Именно здесь после ранения он продолжил военную службу, посвятил себя работе с призывниками, воспитывал чувство патриотизма в будущих солдатах, подготовил сотни ребят к службе в рядах российской армии. Был период – с июля 1995 по декабрь 1996 года – когда был направлен в Сахалинскую область для службы в военкомате.
Посвятив военной профессии 20 лет, вышел на пенсию. Но не ушел в отставку. И опять же потому, что не представлял свою жизнь без службы.
Вновь вернувшись в Нефтекамск, Р.К.Шакиров продолжил работу в военкомате, правда, уже на гражданской должности. Начинал в отделении призыва, потом был назначен на должность начальника отделения социального пенсионного обеспечения, в данное время занимается подготовкой проведения мобилизационных мероприятий, которые, он поясняет, могут быть объявлены не только в случае военных действий, но и при чрезвычайных ситуациях. Как он признаётся, служба в гражданской должности нисколько не предполагает меньшие объём работы и степень ответственности. Добавим - тем более, если человек изначально привык выполнять свою работу ответственно, добросовестно, засучив рукава.
- Служба – эта та же самая работа, наполовину её не выполнишь, - уверен Равиль Камилович. – Не зря говорят, служи по уставу, завоюешь и честь, и славу. А все уставы они писаны кровью. Это догма, это образ жизни. Иначе и не может быть…


Другие статьи

Судья Ибрагим Даутов. ФОТО: Руслан Никонов, «КЗ». В строгой мантии судьи
Автор: Беседовала Равиля Решетникова
Народный писатель РБ Тансулпан Гарипова поведала читателям о своей жизни и творчестве. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». В вихре столетия
Автор: Елена АЛЛАЯРОВА
Фото: Руслан Никонов, В фаворитах - мёд и мясо
Автор: Людмила Маннанова
/ИА «Башинформ»/. Рустэм Хамитов поручил ответственно отнестись к вопросам «лесной амнистии»
Автор: /ИА «Башинформ»/
Фото: Руслан Никонов, Неустанная снегоочистка
Автор: Наиль ФАХРЕЕВ
Приятно за покупками на центральный рынок ходить по новенькому асфальту. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». На радость пешеходам
Автор: Наиль ФАХРЕЕВ
Олег Шаймарданов за работой. Фото: Анатолий Буторин. Горжусь, что я – токарь!
Автор: Анатолий Буторин
Невозможно представить нашу жизнь без женской улыбки, красоты и обаяния... Фото: Руслан Никонов, «КЗ». «Созвездие женщины»
Автор: Зиля Амирова
В семье Алсынбаевых на башкирском языке не только говорят, но и пишут, и читают, и поют, и думают.  Фото: Руслан Никонов, «КЗ». В семье - только на родном языке
Автор: Людмила Сабитова
Фото: Ралина Газизова. Мечта о доме, которая сбывается
Автор: Равиля Решетникова