Каждый год в течение лета город готовится к отопительному сезону. Один из обязательных пунктов подготовки – обеспечение надлежащего технического состояния теплотрасс.
Чтобы подчеркнуть серьёзность темы, представитель теплогенерирующего предприятия в ремонтный сезон регулярно говорит, мол, кто не подготовит должным образом техническую базу для приёма тепловой энергии, в том числе коммуникаций, тому она не будет подаваться.
На сегодняшнюю тему наше издание вывел читатель, который попросил не указывать его имени. Проверка показала, что объект, о котором сообщил Н.Н., фактически является двухтрубной наземной тепломагистралью. Начинается она где-то у железнодорожного вокзала и идёт параллельно путям до ул. Заводской.
Теплопровод представляет из себя трубу сечением полметра, изолированную минватой. Изолянт обёрнут в стеклохолст и стянут хомутами. Жестяная скорлупа, которая защищает остальные магистрали, здесь отсутствует. Видимо, поэтому изоляция местами нарушена.
Ещё не дойдя до объекта понял, что магистраль – действующая. Прежде всего потому, что на ней практически не было снега. Подойдя ближе увидел ещё одно доказательство - с трубопровода свисали сосульки.
Чтобы окончательно установить, действующая ли «труба», через сугробы добрался до неё. Руками ничего не трогал: оказалось достаточно бросить на металл горсть снега. Он растаял в секунду.
Вывод нашего информатора подтверждался: теплотрасса к отопительному сезону не была должным образом подготовлена.
Также сделал такой попутный вывод: получается, раз теплогенерирующая организация подала тепло по неподготовленной теплотрассе, значит, угрозы, которые звучат со стороны её руководителя о неподключении тепла через неготовые коммуникации имеют чисто ритуальный характер.
Печальное зрелище навело на главный вопрос. Ведь кто-то оплачивает эту «щедрость». Может быть, поставщик топлива. Но известно, что «Газпром» бесплатно «национальное достояние» никому не отпускает.
Тогда, может, раз теплогенерирующее предприятие подписало паспорт готовности объекта к отопительному сезону и тем самым приняла ответственность за его техническое состояние, за потери тепловой энергии платит само? В это, признаться, тоже почему-то не верится.
Тогда остаётся единственный вариант – потери тепла оплачивает потребитель.
Почему протекающая труба ХВС, на профессиональном языке - порыв, вызывает экстренную реакцию эксплуатирующей организации, а «сочащуюся» из тепловой магистрали тепловую энергию не торопятся устранять? Хотя, как всякому понятно, вода ощутимо дешевле тепловой энергии.
По этому поводу предлагаются на выбор следующие ответы:
1. «Протечка» тепловой энергии без специального прибора невидима. Непрофессионал её не замечает. Таким образом, на обслуживающую трубопровод организацию общественное мнение не оказывает давления.
2. Сам принцип центрального отопления несовершенный. Потери тепла в ныне эксплуатируемых трубах неизбежны. Обслуживающая организация при такой технической базе не в состоянии обеспечить герметичность теплопровода.
3. Действующая система теплоснабжения позволяет монополисту потери при транспортировке относить на потребителя. У него в запасе предложение, от которого невозможно отказаться: «Не хочешь платить – тогда мёрзни».