Маликовы даже дома ходят в валенках. Фото: Наиль Фахреев, «КЗ». Маликовы даже дома ходят в валенках. Фото: Наиль Фахреев, «КЗ».

В лесном капкане

Автор: Наиль ФАХРЕЕВ

Газета периодически знакомит с жизнью небольших поселений городского округа. На этот раз благодаря З.З.Ахметзяновой ездил в Хмелёвку, побывал в домах пенсионеров.

Когда-то здесь существовал колхоз Янаульского района. В 1982 году принимается Продовольственная программа СССР. Документ разрешает промышленным предприятиям для самообеспечения продуктами завести аграрные «цеха». Поэтому, когда в 1986 году Хмелёвка входит в состав Нефтекамска, трест БНПС создаёт здесь подсобное хозяйство.
Трест для привлечения рабочих рук строит жильё. На что-то капитальное даже у крупной организации лишних средств нет. Поэтому возводятся сборно-щитовые домики. Конечно, для северной Башкирии такое жилище для круглогодичного проживания малопригодно. Но «благодаря» жилищному кризису в них появились новосёлы.
Сказать, что руководители треста не понимали недостатка «скороспелых» домиков, нельзя. Для утепления решили по тогдашней практике стены обложить кирпичом. Для этого даже завезли материалы. Согласитесь, такие действия являются неоспоримым доказательством, что ещё тогда было признано, что эти дома являются неполноценным жильём.
В начале 1990-х годов социалистическая экономика приказала долго жить. Чтобы уцелеть, трест БНПС освободился от непрофильных активов.
С того времени прошло четверть века. За это время энергоэффективную реконструкцию домиков не провели, капитальный ремонт инженерных систем не сделали. Одним словом, к настоящему времени они стали ещё хуже.

Мансурова

Пенсионерка Ф.К.Мансурова одна проживает по адресу: ул.Победы,13. Первая проблема Флюры Катифовны – недостаток тепла. Чтобы не тратить драгоценное тепло, с наветренной стороны она даже заколотила окно полиэтиленовой плёнкой. Не уверен, что это помогает, потому что стены рассохлись и в них - щели.
В то же время топить без удержу печь хозяйка не может. Не потому, что дрова экономит. Как-никак в лесу живёт. Просто система отопления дома в столь плачевном состоянии, что она обоснованно боится - не воспламенился бы чердак.
В довершение всего Флюра Катифовна серьёзно болеет. Чтобы согреться, она спит в одежде, прижавшись к печке. Та к утру, конечно, остывает.
Другая проблема пенсионерки – дорожная. Мансуровой периодически надо наблюдаться в Амзинской больнице. Добирается «в круговую»: сначала попутным транспортом - до расположенной в 20 километрах Камбарки. Оттуда на электричке возвращается в Амзю. После приёма всё повторяется в обратном порядке.
Следующая проблема – продовольствие. Многие считают, что сельские жители при любом раскладе с голоду не помрут. И начинают загибать пальцы, подсчитывая, что даёт сельская жизнь: экологически чистую картошку и овощи, вволю «мясо-молоко» с подворья, дармовые грибы-ягоды.
Увы, это не так. Картошка и овощи у Мансуровой, правда, есть. Но остальное – из магазина. Куриные окорочка, молоко в пакете, подсолнечное масло, соль.
Не торопитесь обвинять, что она лодырничает. Даже курей держать необходим зернофураж. Когда был колхоз, он был доступен. Нынешний покупной зернофураж – очень дорог. Во-вторых, стороннему глазу, может, незаметно, но уход за скотиной представляет из себя постоянный нелёгкий физический труд. А как раз здоровья у Мансуровой нет.
Она – хмелёвская. Как все сверстницы, после школы поехала в город. Работала на хлопкопрядильной фабрике. Перспектив получить квартиру не было.
Тут трест начал застраивать деревню, агитировал вернуться. Они семьёй вернулись.
Дети сейчас проживают в Нефтекамске. У каждого - семья. Жилья нет, снимают. Регулярно приезжают к матери, помогают. Но возможности у рабочего человека знаете же какие.
Между прочим, в денежном отношении у Мансуровой ситуация – лучшая из всех трёх пенсионеров, с которыми познакомился в поездке. Конечно, её размер не достигает среднего по республике уровня. Зато всю сумму тратит только на себя.

Маликовы

Гальсиня Хадиповна профессионального образования не получила, после окончания школы-интерната сразу пошла работать. Как говорят, трудилась на низовых работах. Соответственно, пенсия невелика.
Спросил, какую денежную сумму она считает большой? К моему удивлению ответила, что пенсии ей хватает. И уточнила, мол, если бы тратила её только на себя. Но эту сумму, как у нас принято говорить, «кушают» ещё два её взрослых сына. Тут опять не знающие положения могут начать давать советы. Мол, почему сыновья не уедут в город, не поступят на работу?
Да потому, что не могут. Старший – по состоянию здоровья.
Дома у них тоже не жарко. Система отопления проржавела - хомут на хомуте. Упрекнут, почему самим не отремонтировать, ведь рабочие руки есть. Но металлическая труба-сотка стоит немалых денег. А её тут надо много. Плюс - сварочные работы. Нагрузка на пенсию матери просто нереальная.
Теперь – про младшего сына. Его метрику утеряли в детстве. Поэтому, когда пришла пора получить паспорт, мать с Рафаилом пошли по кабинетам. Ходили, да не выходили.
Так он и остался беспаспортным. А коль нет документа, то учиться - не принимают (он сразу после школы пытался поступить в сельское ПТУ), в армию - не забирают.
Проблема Рафаила была известна должностным лицам. Приезжали из администрации, участковый, обещали помочь. Только что-то у них не срослось.
Рафаилу уже было 28 лет, когда при строительстве памятника участникам Великой Отечественной войны он встретился с З.З.Ахметзяновой. Общественный староста Хмелёвки близко к сердцу приняла историю. Результат такой: в 29 лет парень получил паспорт.
Первый этап пройдён, впереди – второй. Парню нужна профессия. А чтобы её получить, надо учиться. Залифа Зикафовна уже нашла, где можно бесплатно обучиться на сварщика. Теперь проблема – на что жить в городе два месяца обучения.

Анваровы

Дома у Заила Муллануровича не в пример другим тепло. Сужу не по ощущениям. Обитатели ходили в футболках, детишки, а их тут пятеро дошкольников, бегали в колготках.
Думаю, это результат не только интенсивно работающего дровяного отопления. В доме электроприборов не видел, кроме освещения. Холодильник имеется, но, как пояснил хозяин, по случаю зимы выключен. В то же время, несмотря на уплаченные квитанции, долг за электричество составляет 2000 рублей. Вот и подумал, что тратят на обогрев.
Главное, хозяин боится, что могут за долги дом отрезать от электроснабжения. По крайней мере, об этом его, как он говорит, предупреждали. Я представил ораву детишек детсадовского возраста, сидящими в кромешной темноте без калорифера, - и стало не по себе.
Имеется ещё проблема – отсутствие доступа к информации. Как известно, социальная помощь осуществляется по заявительному принципу. Я не уверен, что, проживая фактически в лесу, отрезанные от общения с остальным обществом, старшие знают обо всех полагающихся выплатах на детей. Не лишены ли дети возможной господдержки?
Анваров, характер такой, хорохорится. Мол, прорвёмся. Но у него - возраст. Он ходит на подённые заработки в Амзю. Как объяснил, трудится на подхвате на лесопилке. Платят за кубометр 500 рублей. Я вслух прикинул, что за день можно таким образом нормально заработать. Он «успокоил» - берут на работу, только когда заказ есть. А сейчас заказов мало. Так что этот источник ненадёжный, не постоянный.

Послесловие

Обвинять: «Они сами виноваты во всех своих проблемах», я не стал бы. Я видел их, поэтому знаю, что говорю - все борются за жизнь.
Насколько понял, ни один из трёх домов его обитателями не оформлен в собственность. Нет ли в этом для пенсионеров Хмелёвки перспективы? Ведь если дома не в собственности жильцов, то они на чьём-то балансе должны числиться. Разве не так? Это могло бы стать источником их легального ремонта за счёт государства.
Конечно, можно сделать вид, что проблемы «лесных людей» нет. Тем более что у попавших в капкан нет денег нанять квалифицированного адвоката. И всё-таки: «Пока человек живой – он нужен». Эта мудрость от ветерана города П.А.Дорогова в отношении хмелёвских пенсионеров, как никакая, справедлива.

З.М.Анваров – с характером, так просто его не согнёшь. Фото: Наиль Фахреев, «КЗ».
З.М.Анваров – с характером, так просто его не согнёшь. Фото: Наиль Фахреев, «КЗ».
Флюра Катифовна Мансурова.  Фото: Наиль Фахреев, «КЗ».
Флюра Катифовна Мансурова. Фото: Наиль Фахреев, «КЗ».

Другие статьи

Собрать по деталям робота дело непростое и требует предельной концентрации.  Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Состязания юных техников
Автор: Миляуша СИРАЗЕТДИНОВА
Залия с бабушкой Магафиёй. 1976 год. «Играла девушка на кубызе...»
Автор: Елена Аллаярова
Фото:Елена Аллаярова, На выборы – всей семьёй!
Автор: Елена Аллаярова
Победитель технических олимпиад, ученик школы №4 Р.Кильметов представил на выставке усовершенствованную модель квадрокоптера. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». "Новые идеи - новые возможности"
Автор: Миляуша Сиразетдинова
Сергей Мироненко за свой добросоветный труд отмечен наградами. Фото: Равиля Решетникова, «КЗ». «Искож» стал мне родным»
Автор: Равиля Решетникова
Вера Глебовна Шафикова в течение года бесплатно консультировала граждан по юридическим вопросам. Фото: Зиля Амирова, «КЗ». В центр "Вера" - за верой
Автор: Зиля АМИРОВА
Чеканя шаг, вошли на площадь участники парада. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Память должна жить в веках
Автор: Зиля Амирова
Председатель Алматинской областной избирательной комиссии Тимур Даутов и председатель территориальной избирательной комиссии городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан Дилус Фарвазов. На выборах в Казахстане
Автор: А.Иванов
Рамзан Нуртдинов из Нефтекамска на сцене концертного зала «По зову сердца»
Автор: Р.УСМАНОВА, методист Дворца творчества
Есть новые пионеры в городе! Торжественная минута. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Пионерская жизнь продолжается
Автор: Анатолий Буторин