Фото из архива редакции. Фото из архива редакции.

Назвать театр его именем

Автор: Гульнара Гилимханова

..Марс Гайнетдинович Нуртдинов словно торопился жить. Ходил стремительно, суетливо размахивая одной рукой, даже говорил очень быстро, будто чувствовал, что отмерено ему в этой жизни не так уж много.
Правильно говорят, человеческая жизнь измеряется не количеством прожитых лет, а качеством. Он жил красиво, содержательно, качественно. Люди творчества - особые люди, у них свои понятия, принципы, мечты, чаяния. Им будто свыше дано понять, в чем есть истинный смысл жизни. Поэтому они живут великими идеями, мыслями, не опускаясь до мелочей жизни.
Парень из глубинки. Пятидесятые годы. Страна поднимается из руин после недавней войны. В деревне нет даже телевизоров. А он читает взахлеб книги, собирает стихи, которые кажутся ему содержательными, мечтает о театре. Он с детства был влюблен в искусство. Влюблен в театр.
...В последний раз мы с ним долго сидели, словно чувствовали, что больше не увидимся. Он рассказал мне столько историй военных и послевоенных лет, я очень пожалела, что не взяла с собой блокнот. Сказала ему об этом, и он разразился своим заразительным смехом, откидывая голову назад: «Запишем. Успеем!" Не успели.
Марс Гайнетдинович любил свою работу. Очень любил своих артистов. Каждым из них очень дорожил. Когда готовили с ним статью к юбилею театра, говорил о них часами, стараясь никого и ничего не пропустить, и очень мало о себе...
Познакомила нас любовь к театру в далеких девяностых. Вечерами я работала воспитателем в одном из училищ города, и чтобы как-то занять свободное время студентов, организовала театральный кружок, к празднику подготовила с ними спектакль. Мы даже не знали, что в зрительном зале сидит профессионал, руководитель городского татарского театра Марс Нуртдинов. После премьеры он сам подошел ко мне, поздравил с успехом, пригласил к себе в труппу, отметил лучших актеров. С тех пор мы начали общаться.
Любому режиссеру важна оценка его работы. После каждой премьеры мы обсуждали с ним постановку. Помню, в последний раз, после постановки "Вдовы", я, как всегда, подошла к нему, поздравила с прекрасной премьерой и ушла, не смея задерживать. Потому что знаю: обычно после постановки намечается чаепитие, артисты обсуждают свое выступление, это самые интересные, веселые, теплые моменты в жизни театра. Утром следующего дня решила позвонить Марсу Гайнетдиновичу после обеда, думала, пусть отдохнет после трудного дня. Каково же был мое удивление, когда в девять утра раздался звонок и привычный его вопрос: "Ну как?" В постановке были использованы новшества, экран с видом зимней вьюги, в который главная героиня пошла искать мужа, и в самом конце - вид реки и пароходов. Ему не терпелось узнать, как зрители восприняли всё это, выглядело ли это естественно, не выпячивалось ли из общего фона, не навредило ли целостности картины.
Марс Гайнетдинович готовился отметить юбилей любимого театра, в голове уже крутились новые идеи, новые планы. Столько у него было новых задумок! Очень жаль, что не успел. Целых тридцать лет он руководил театром. Собрал вокруг себя прекрасный коллектив, поставил более тридцати постановок. В последние годы народные театры переживают не легкие времена, всё труднее их содержать, всё сложнее находить актеров. Сложно отыскать тех, кто после трудового дня из любви к искусству будет жертвовать своим личным временем и бегать на репетиции. Абсолютно бесплатно. Но наш театр жил, несмотря ни на что. Актеры с воодушевлением ходили на репетиции, приходили новые силы, молодые актеры. И в этом - огромный труд Марса Гайнетдиновича Нуртдинова. Его умение работать с людьми. Его талант.
Он брался за очень сложные произведения и справлялся с ними мастерски. Больше всего меня поражало, что он часто обращался к комедийным произведениям, потому что играть комедийные роли могут далеко не все артисты, ставить их гораздо сложнее, чем трагедии.
- В жизни и так много хлопот, суеты. Пусть хоть у нас зритель отдохнет от души, забудет о своих проблемах и мелочах жизни, - рассуждал режиссер. И был прав. Народ ходил на его постановки с удовольствием. Ценил. Аплодировал от души. Выражал свою признательность. Не было ни одной постановки, которая оставила бы зрителя равнодушным. Марс Гайнетдинович знал, чувствовал настроение народа, и его постановки всегда были востребованными, актуальными.
Марс Гайнетдинович был прекрасным семьянином. Уважал свою супругу, которая всегда, во всем поддерживала его, сама стала частью его театра. Обожал детей и внуков. О них он рассказывал с такой любовью, с таким трепетом!  
…В произведении Мустая Карима «Долгое-долгое детство» есть такие слова: "Человек будет жить, пока его помнят". Действительно, все мы очень по-разному проходим жизненный путь. Кто-то сколачивает себе состояние, кто-то делает карьеру, шагая по головам. А кто-то живет себе и создает великолепные образы. Таким был наш Марс Нуртдинов. Он не гнался за богатством, за карьерой. Он жил очень просто. И творил. Ценил дружбу, любовь, человеческие отношения. Словно знал об этой жизни чуть больше, чем мы…
Марс Гайнетдинович и сам по молодости играл на сцене. Затем уже помогал выходить на сцену другим. Руководимый им народный театр участвовал во многих солидных конкурсах и завоевывал призовые места. В такие моменты Марс Гайнетдинович светился от счастья - не за себя, он радовался за свой коллектив. Он искренне ценил тех, благодаря кому театр жил. И, надеюсь, будет жить.
…Во время прощания с этим удивительным человеком землячка Марса Нуртдинова Амина Давлетова высказала мысль о том, что театру нужно дать его имя. Актеры театра тоже оказались едины в этом мнении. Я полностью поддерживаю земляков режиссера и актеров театра в том, чтобы присудить татарскому народному театру "Без" имя его бессменного режиссера Марса Нуртдинова. Думаю, любители театрального жанра нас поддержат.

Резида Шафикова, актриса театра:
- Много лет тому назад мы с Марсом Гайнетдиновичем начинали вместе играть в театре. Он любил театр всем своим существом, был человеком творческим, человеком сцены. Мечтал организовать мой бенефис, готовился к юбилею театра - столько было планов! Кто знал, что его уход будет таким быстрым… Думаю, у театра, который возглавлял Марс Нуртдинов, есть будущее, он успел подготовить хороших актеров.
 
Фируза Юсупова, актриса театра:
- Марс Гайнетдинович был удивительным человеком, талантливым, добрым, человечным. Все мы очень глубоко переживаем его уход. Знаете, человек ушел с пустыми руками, ничего не забрал, а мы себя чувствуем так, как будто всё ушло с ним, находимся в каком-то опустошенном состоянии. Для нас это большая потеря.

Эльмира Хасанова, актриса театра:
- Он был талантливым и человечным. Бывало, мы придем на репетиции, у него уже и чай вскипел, потому что знает, что многие прямо с работы пришли. Декорации все готовы, все он успевал, все делал, хотя был один.  Очень много делал, чтобы сплотить наш коллектив, постоянно выезжали на природу, устраивали пикники. Когда приезжали с гастролями артисты из Казани, Уфы, он всегда устраивал для нас встречи с ними. Мы, артисты, уже давно сдружились между собой, детей вместе провожали в армию, женили, вместе празднуем, общаемся. Это его заслуга, он хотел, чтобы мы были, как одна семья. Мы такими и стали. Нам его очень не хватает.

Нажиб Исламов, актер:
- Уход Марса Нуртдинова - потеря не только для нас, но и для всего города, для всей республики. Он был профессионалом с большой буквы. Ставил такие сложные постановки, среди которых мелодрамы К.Тинчурина «Погасшие звезды», «Мы парни деревенские», «Гармонь и скрипка», А.Атнабаева «Близнецы», также последняя его работа - "Вдовы". Во многом благодаря ему существовал татарский народный театр в городе.

Эльмира Алетдинова, новый руководитель театра "Без":
- Я, как человек, знающий и профессиональные, и народные театры, удивилась профессионализму народного театра "Без". В 2007 году посмотрела постановку "Куктан тошкан кияу", с тех пор не расставалась с театром. Так познакомились с Марсом Нуртдиновым. Оказалось, весь театр "состоял" из него. Если в профессиональных театрах есть администраторы, артисты, режиссеры, билетеры, костюмеры, художники, постановщики, плотники, в данном театре он всё гармонично совмещал в себе. Этим он меня и удивил. Восхищалась его энергией, многогранностью. Скоро будет последняя постановка Марса Гайнетдиновича, ждем зрителей на спектакль "Вдовы".
Будет правильно, если театр будет носить имя Марса Нуртдинова, это самое малое, что мы для него можем сделать.


Другие статьи

В библиоцентре Отдохнули на славу!
Автор: А. Самасадкина
Фото: Гузель Гадиятова. Наладчик Хаматнуров
Автор: Гузель Гадиятова
Рустэм Хамитов предложил открыть в республике новые консульства зарубежных стран Рустэм Хамитов предложил открыть в республике новые консульства зарубежных стран
Автор:  /ИА «Башинформ»/
На катафалке эти удручающие колдобины никак не объехать. Фото: Наиль Фахреев, «КЗ». По заведённому обычаю
Автор: Наиль Фахреев
Самые тёплые слова поздравлений подобрала Е.А.Латфуллина (она на фото справа) и пожелала Диане Каюмовой и всему коллективу хора творческих успехов. ФОТО: Руслан Никонов, «Ах, как песни русские хороши!»
Автор: Равиля РЕШЕТНИКОВА
Фото 28 марта в России объявлен траур в связи с гибелью людей в Кемерово
Автор: 
Три поколения счастливой семьи Амирхановых. Фото: Елена Аллаярова, «КЗ». За любовь и верность
Автор: Елена Аллаярова
Председатель Алматинской областной избирательной комиссии Тимур Даутов и председатель территориальной избирательной комиссии городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан Дилус Фарвазов. На выборах в Казахстане
Автор: А.Иванов
У инструмента педагог по вокалу А.М.Яфаева вместе со своей ученицей К.Разтдиновой. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». «Я просто сияла от счастья!»
Автор: Миляуша Сиразетдинова
Сохранить мир и согласие, единство - главная задача соответствующих служб, должных лиц, горожан. Фото: Руслан Никонов, Жить в мире и согласии
Автор: Зиля Амирова