Давно мечтал посетить места, где родился, жил и творил великий мастер кисти Иван Иванович Шишкин. И вот недавно по воле случая оказался в Елабуге.
Въехал в город рано утром, когда улицы еще были пустынны. Остановился в старой его части: во дворе рядом с каменной стеной, за которой виднелись крыши старинных построек дома-музея, где прошли годы детства художника. А так как все учреждения, лавки и магазины еще были закрыты, достал этюдник и стал писать Спасский собор с колокольней. Он был построен в 1820 году, за двенадцать лет до рождения будущего художника, прославившего этот патриархальный городок. Здесь его крестили, тут он босой с ребятами бегал на речку Тойма, которая видна из окна дома, в котором он жил.
Работалось легко, писалось вдохновенно – на одном дыхании. Мазки краски как бы сами собой ложились на бумагу, с каждым штрихом придавая картине реалистический вид. Отвлекаясь от работы, наблюдал, как из-за красной стены вставало красное светило. Вокруг пробуждалась природа. Теплый ветер пробегал по кронам березок, шевелил зеленую листву. По небу бежали веселые барашки облаков, которые так и просились, чтоб их воспроизвели на бумаге. Однако мое внимание привлек кустарник шиповника, окруженный разнотравьем, росший под стеной на участке церковного огорода. Сам этот участок чем-то напомнил мне известную картину Ивана Шишкина «Уголок заброшенного сада», и мне показалось, что свою картину он писал именно тут.
Конечно, я знал, что знаменитый этюд мастер написал в окрестностях Санкт-Петербурга в 1884 году. Но знал и другое. Став известным художником, Иван Иванович часто приезжал в родные места зарядиться новой творческой энергией. И тут он много и плодотворно работал. Возможно, что многие картины, известные полотна, созданные этим гениальным человеком, были первоначально, в душе, голове художника, рождены в этом городке, а может быть, именно на этом месте. Делая наброски, я вдруг понял, что сделал для себя «открытие», понял чувства художника, его мысли, и вообще, что все в этом мире и пространстве взаимосвязано, имеет конечный смысл.
Я вспомнил вдруг картину «Уголок заросшего сада. Сныть-трава». Раньше не раз ее видел и воспринимал просто как гениальное реалистическое творение. Не более того. Но тут вдруг понял, что оно содержит смысл гораздо больший, чем тот, который, может быть, вкладывал в написанное сам художник. Слово «сныть» – не что иное, как «снедь» (еда, пища). Это растение в давние времена служило пищей для наших предков. Спустя шестьдесят лет после рождения этой картины, в осажденном Ленинграде сныть спасла тысячи людей от голодной смерти. Мне показалось теперь, что художник, как бы предвидя великую человеческую трагедию, показал людям спасительное растение.
Я поискал сныть-траву вокруг, но ее нигде не было. Да, времена изменились. И роль художника, в отличие от фотографа, в том, чтобы сохранить, показать потомкам не только то, что было, но и душу, содержание предмета, времени, своего современника. Иван Иванович сделал это изумительно тактично и мастерски. Даже сейчас, спустя почти два века, все его картины не только хранят былой облик русской природы, натуры, но и отражают их внутреннее содержание. Тот же «Уголок заросшего сада. Сныть-трава» отличается от десятков, сотен и тысяч пейзажей обостренным чувством формы и фактуры, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета. Очень тщательно, с огромным мастерством и самозабвенно Шишкин написал передний план. С жизненной убедительностью показал он растение с белыми цветами, листочки маленькой травы, как исходит из земли и тянется к ней все живое, как «дышит» желтая глина на солнце, и забор в тени. Мне кажется, что даже можно почувствовать запах трав, созданных кистью гения.
Решив передохнуть, отошел от этюдника и заметил невдалеке двух мужчин, которые таскали какой-то хлам в мусорные контейнеры. Один из них направился ко мне, подошел и стал молча рассматривать мою работу. Затем повернулся и представился:
– Евгений.
Слово за слово – и завязалась беседа. Мой новый знакомый рассказал о себе. Оказалось, что в свое время он окончил художественное училище, была перспектива карьерного и профессионального роста, но не сложилось. В 90-е годы было не до искусства. Не сумел Евгений реализовать себя, отчаялся и запил. Потерял семью, а затем и квартиру. Сейчас живет в заброшенном доме.
Такая вот грустная история. Сколько их уже слышал, сколько видел таких бедолаг, самозабвенно убивающих себя и свой талант. Говорят, что добро должно быть с кулаками, а я бы добавил, что талант должен быть с мышцами. Слабость физическая, моральная, неумение позаботиться о себе, флегматичность – это в нашем мире убивает даже самых талантливых.
...Окончив набросок, решил пройтись по исторической части Елабуги. Скажу честно, любовался, был очарован. Увидел и единственный в мире памятник Шишкину. Художник стоит в полный рост с подрамником и кистями в руках. Его взгляд обращен в сторону города, где он родился и вырос, которому в свое время и его отец подарил немало открытий.
Чтобы завершить работу, мне нужен был тюбик белил. Я долго искал его, но в магазинах не нашел, а художественного салона, как оказалось, в Елабуге давно нет. «Закрыли, наверное. Необходимости в нем не было», – пояснил мне местный житель. И печально было слышать это на родине Ивана Ивановича.
Уже перед обедом побывал в доме Шишкина. Можно сказать, специально оттягивал встречу с мечтой, надеясь увидеть какое-то чудо. Но увиденное в комнатах музея меня разочаровало. Скудно и мало. Единственная мысль, что утешала: столь бедна экспозиция, наверное, потому, что творения этого человека востребованы во всех странах. Мир художника, его творчество, его произведения служат всей вселенной, открывая ей чудный мир загадочной и непобедимой России.