Большой редкостью по нынешним временам становятся умельцы, которые занимаются народными промыслами.
Работа по вдохновению
Но в нашем городе есть такой человек, который по-настоящему увлечен изготовлением старинных народных музыкальных инструментов. Не ради заработка, а для души. В коллекции Николая Казначеева - жалейки, бубны, барабаны, балалайки, гусли, домра, свирель, блокфлейта, бугай, гудок (народная скрипка). На его музыкальных инструментах играют ребята в фольклорном ансамбле Детской школы искусств, например, на жалейках. Некоторые работы Николая Казначеева есть и в частных коллекциях любителей старины. Изготавливает народный умелец инструменты между делом, по настроению или, если быть точным, по вдохновению. Благо, работа позволяет – Николай трудится в частной столярной мастерской.
С юных лет Николай Казначеев любил работать с деревом, пилить, строгать. Еще в детстве отец научил его мастерить свистульки из ивового прута. Освоив эту науку на ять, маленький Николай задался целью добиться того, чтобы на свистульке можно было не только свистеть, но и выводить мелодии. Экспериментировал, добавляя новые тоновые отверстия. В итоге каждая свистулька имела свой голос, выводила заливистую трель, но дальше этого дело не шло...
По образованию Николай Казначеев инженер-технолог по лесозаготовкам. Так сложилось, что по жизни он так или иначе был связан с деревообрабатывающей отраслью. В разные годы Николай Казначеев трудился в Николо-Березовском лесхозе, ДСК, в столярной мастерской «Прогресса».
- К столярке был всегда неравнодушен, - рассказывает Николай, - да и амбиций особых никогда не было, и когда однажды предложили работать столяром в мастерской ЗАО «Прогресс» - согласился без лишних слов. Захотелось освоить столярное производство на профессиональном уровне, хотя к тому времени я и сам умел многое. Что характерно, вначале меня не очень-то хотели принимать на работу, почему-то сомневались, а когда через несколько лет собрался уходить – не отпускали, уговаривали остаться... – улыбается он.
Зацепило не на шутку
- Однажды, года четыре назад, в Интернете увидел, как изготавливают флейту. Зацепило не на шутку, - признается Николай. – С этого все и началось. Бросил всю свою работу, нашел чертежи, стал вытачивать флейту на токарном станке. Вроде бы все сделал, как положено, но полноценного инструмента не получалось. Не хватало опыта, музыкального образования и слуха.
И тогда мастер направился в Детскую школу искусств, прихватив с собой флейты собственного изготовления. Встретил преподавателя по народным инструментам Александра Сергеевича Перечнева, в котором нашел настоящего единомышленника. Именно он подбодрил народного умельца, кое-что подсказал, дал дельные советы. И наконец, самодельный музыкальный инструмент заиграл в руках мастера. В итоге преподаватель музыки заказал Николаю жалейки. Так началось их сотрудничество.
Как оказалось, в этом деле очень много тонкостей, до которых приходится доходить методом проб и ошибок. Информации катастрофически не хватает, признается столяр-умелец, древние секреты народного ремесла на сегодня практически утеряны, забыты. А тех крох, которые удается «раскопать», недостаточно для полноценного изготовления инструмента. Сам Николай раньше не отличал фа от ля, а диез от бемоля. До этого никогда не играл на музыкальных инструментах, не имеет музыкального образования. И очень жалеет об этом. Занимаясь изготовлением инструментов, Николай многое узнал, почерпнул из мира музыки и теперь не только знает ноты, но и наигрывает мелодии на собственных инструментах, научился настраивать их...
- Качество инструмента, звуковой оттенок, громкость, настройка зависят от многих нюансов, даже небольшое изменение может ухудшить звучание инструмента, - говорит Николай Казначеев. - К примеру, даже материал, из которого делается музыкальный инструмент, должен быть исключительным. Выбор у меня небольшой. Поэтому верхняя дека у меня всегда настоящая, это резонансная елка, определенным образом пиленная, очень долго выдержанная. Здесь такого материала нет, поэтому я использую заднюю деку от пианино. Струны, конечно, покупаю...
Конский волос для бугая
Мастер берется порой за такие старинные народные инструменты, какие большинство из нас и знать не знает. Кроме жалеек, свирелей, бубнов, барабанов и балалаек, смастерил Николай и такие малоизвестные музыкальные инструменты, как бугай и гудок. Как оказалось, бугай – оригинальный музыкальный инструмент в виде деревянного цилиндра, верхняя часть которого обтянута шкурой. К шкуре в центре прикреплён пучок конских волос. Дергаешь за этот пучок, и рождается необычный звук, напоминающий рёв бугая. Музыкантами фольклорного плана и сегодня пусть редко, но используется как басовый инструмент.
- А где взяли конский волос для бугая? Надеюсь, ни одно животное не пострадало? – улыбаюсь я.
- При изготовлении бугая действительно потребовался конский волос. В Уфе он продается в специализированных магазинах, но по цене оказался очень дорогим. Не долго думая, поехал в родную деревню Амзибаш, а там и лошадей-то не осталось. Если и есть, то с короткими хвостами, а мне для дела нужна определенная длина. Все-таки нашлось кое-что, отрезали мне несколько пучков. Пришлось заняться и выделкой шкуры, нужна была кожа для обтяжки инструмента. Это, пожалуй, самая неприятная работа. Но, как говорится, взялся за гуж… Вообще, надо сказать, с материалами прямо беда: что-то приходится выписывать через Интернет, что-то искать в специализированных магазинах. К примеру, при изготовлении музыкальных инструментов мастерами в основном используется клей животного происхождения, благодаря которому и через годы можно что-то подправить в инструменте. Но мне приходится пользоваться немецким ПВА клеем. Здесь уж не зевай – работай по принципу: семь раз отмерь, один раз приклей. Потому как схватится намертво деталь, не переиграешь…
Другой древнерусский музыкальный инструмент – гудок, который сделал Николай-мастер, имеет деревянный выдолбленный кузов, а также плоскую деку с резонаторными отверстиями. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов, удерживающую 3-4 струны из конского хвоста. По виду он похож на примитивную народную скрипку.
Есть в коллекции Николая-мастера и работы экзотического плана, как, например, инструмент австралийских аборигенов – диджериду. Изготавливали его из полого ствола, прикрепляли к основанию мундштук. Уникальность диджериду как музыкального инструмента в том, что он звучит на одной ноте, слышится как гудение. При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, и отчасти орган. Первый диджериду Николая Казначееева быстро нашел своего покупателя, второй – ждет доработки в мастерской.
Столяр-умелец признается, что не может остановиться на чем-то одном. Сделает один инструмент, раскроет все нюансы, секреты, доведет до ума и … идет дальше. Это как в случае с разгаданной загадкой или прочитанной книгой, ему хочется попробовать что-то новое, идти от простого к сложному.
Забытые мелодии
колёсной лиры
Среди последних работ - колесная лира. Это тоже некогда очень популярный, но забытый музыкальный инструмент. Николай заинтересовался ею, когда услышал звучание старинного инструмента. И ему захотелось сделать своими руками.
Над колесной лирой мастер трудился в целом год. Основную часть сделал за месяца три, затем что-то не понравилось, и он отложил работу на время. Позже нашел решение, вернулся и доделал.
- Порой уже готовый инструмент никак не могу настроить, довожу до ума, - рассказывает умелец. - Вторую колесную лиру решил сделать гораздо больше первой, хотелось, чтобы звук был объемней. Добавил струн, сделал побольше колесо. Смастерил в течение года. Еще полтора года лира лежала, я не мог ее настроить. В принципе и звук есть, и играет она, но звучание мне пока не нравится. Меняю струны, настраиваю, ищу оптимальный вариант.
- Говорят, у каждого инструмента своя душа, свое звучание. Думаю, что-то в этом есть, - признается он. - Казалось бы, две колесные лиры, но у каждой своя мелодика, свой тембр. Лира как бы диктует свою мелодию и получается то, что слышите.
Когда Николай впервые вышел с колесной лирой, так сказать, в народ, принял участие в Марафоне классической музыки, люди шли на удивительно гармоничные звуки необычного инструмента, толпились вокруг самобытного автора-исполнителя, восхищаясь: «Так хорошо играете!» На что Николай честно отвечал: «Я не умею играть, это полная импровизация».
Но в звучании лиры в самом деле есть какая-то особая энергетика, неслучайно в древности лирники были очень популярны в народе. Сегодня эта возрожденная музыка звучит из старины далекой благодаря золотым рукам мастера Николая Казначеева.