Живописное зрелище, когда в белом облаке брызг несётся желтком болид. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Живописное зрелище, когда в белом облаке брызг несётся желтком болид. Фото: Руслан Никонов, «КЗ».

«Нефтекамская колдобина - 2018»

Автор: Наиль Фахреев

22 сентября в Нефтекамске состоялся традиционный ежегодный автокросс отечественных внедорожников.
Автокросс проходит на площадке гектаров в 10 северней микрорайона Крым-Сараево на чётной стороне ул. Уфимской. С погодой зрителям явно повезло – наблюдать гонки, когда тепло, сухо, солнечно, гораздо комфортнее, нежели на пронизывающем ветру при мерзком дожде.
Как на всех автомобильных соревнованиях, сначала провели квалификационные заезды. Это когда спортсмены стартовали через паузу и боролись только со спидометром, чтобы определить место в основной части соревнования в стартовом коридоре.
После чего через часовой перерыв состоялись собственно гонки, когда машины выезжали «толпой». Естественно, вторая часть была более зрелищной.
Гоняют спортсмены на отечественных внедорожниках - УАЗах и «Нивах». В качестве экзотики – единственная «Тойота» с правым рулём.
Некоторые машины усовершенствованы. В частности, одна для увеличения проходимости поднята над дорогой на полметра против базовой комплектации. Словно на ходулях. Понятно, на такой по обычным дорогам не проехать. Поэтому её к месту старта доставили на тележке, которую тянула люксовая японская иномарка. Иначе не скажешь: небитый битого везёт. УАЗик весь в шрамах, как опытный боксёр, а на джипе - ни царапинки.
Большинство «болидов», хотя и побитые, имеют государственные номера, то есть эксплуатируются в гражданском режиме. Наверное, по грибы на них ездят или на рыбалку.
Количество зрителей определить не берусь. А количество припаркованных автомобилей подсчитал: на 13.00 вокруг трассы находилось порядка 200 легковушек. Плюс машины теснились ещё по обочинам объездной дороги. Но там базировались зрители как автокросса, так и мотогонок, поэтому их в расчёт не принял.
Для зрителей работала торговая палатка. Предлагали шашлык, хот-доги, безалкогольные напитки. Вначале продавец скучала, потом дела пошли веселее. Пребывание постоянно в движении на свежем воздухе, естественно, будило в зрителях аппетит.
Гонки - не бадминтон. Это опасный вид спорта, в том числе для зрителей. Поэтому судьи по громкой связи регулярно взывали к бдительности. В частности, записал такой весёлый текст: «Убедительная просьба не ходить по трассе - тут самые быстрые машины!» В связи с этим спросил судью-информатора, максимально какую скорость развивает «болид». Он почему-то поморщился: «До 50 километров в час. Но тут больше и не разгонишься – постоянные повороты». И резюмировал: «Они соревнуются не на скорость, а на выносливость».
Спросил его также: «А если ливень, то старт закрывают?» «Нет, конечно». «Но машины же будут переворачиваться?». «Они и так будут переворачиваться». Из чего я сделал вывод, что некоторые зрители пришли посмотреть именно на такой экстрим.
Гоняют по кольцу, как и положено на кроссовых дистанциях. Хороший перепад высот, от верхней до нижней точки, наверное, метров 6-8. Есть такие извилистые виражи, что машина на них волчком вертится. Часть маршрута проходит по дну речки Берёзовки. Словом, трасса богатая, мастеру можно явить себя во всей красе.
Большинство зрителей плотно стоит в «перспективных» местах дистанции. В том смысле, что здесь может что-то неординарное произойти – машина опрокинется, заглохнет движок, брызги – веером. Такой точкой является крутой спуск к речке Берёзовке. Тут к берегу не протиснуться.
От судейских слышал высокую оценку рельефа дистанции. Что тут спорить – пойма любой крупной реки, Кама – не исключение, всегда сильно изрезана – результат «воздействия» речек и ручьёв.
Движение «болидов» осуществляется против часовой стрелки. Думаю, диктуется рельефом. Старт – на ровной площадке. Потом следуют несколько метров прямой дистанции, чтобы набрать скорость. И уже следом – всякие петли для демонстрации мастерства.
Лентами выделена зона для спортсменов и тренеров. Где базируются «болиды», машины сопровождения, стоит что-то типа штабной палатки, в которой судьи. Участники на объект прибыли первыми, заняли хорошие места, так что в конце концов их со всех сторон блокировал автопарк зрителей. Правда, машины спортсменов могут выбраться в случае чего на волю через стартовый коридор.
Некоторые команды привезли переносные мангалы, дрова, растянули палатки. Для них соревнования – праздник. Поэтому получают кайф от гонок плюс пикник на обочине.
Некоторые, дистанцируясь от массовки, ведут себя картинно - установили на крыше автомобилей (УАЗ-буханки, оранжевая «Нива», «Мицубиси-Паджеро») кресла и оттуда наблюдают. Думаю, это не сами гонщики, такая рисовка отнимает много нервной энергии, а юные члены сервис-бригад. А что? Радуются жизни и игрой остальных радуют. Приветствую.
Главный судья – А.В.Сме-танин. Он - из Чайковского. Мне сказали, авторитет в этом деле имеет беспрекословный. Андрей Валерьевич сообщил изданию, что участвуют гонщики Пермского края, Удмуртии, Екатеринбурга, Татарстана и хозяева, всего 16 экипажей. Победителей определяют в трёх категориях «Стандарт», «Спорт», «Суперспорт».
Протяжённость трассы – 900 метров. В первые годы проведения «Нефтекамской колдобины» дистанция была полтора километра. Потом по финансовым соображениям сократили. Понятно, чем трасса длиннее, тем больше денег надо на её подготовку к старту.
Соревнования финансируются только за счёт организаторов, бюджетных средств нет. Призовые премии символические. Хотя в Пермском крае и 250 тысяч рублей, бывает, за первое место платят.
О самих соревнованиях рассказывать невозможно. Это надо самому видеть. И у каждого будут свои ассоциации. Поэтому рекомендую представить «Формулу-1» по телевизору. Всё точно так же: нарастает звук мотора, потом мимо носа пролетает машина. И вот уже звук тает вдали.
Единственное отличие «Колдобины» (какое удачное, какое смачное слово!) – всё здесь происходит, можно сказать, на расстоянии протянутой руки. Так что интереснее. Захватывает.

Победители и призёры (по категориям):
«Стандарт»: Алексей Истомин / Александр Вахрушев (Сарапул, «Нива»); Рузиль Закирьянов (Амзя, УАЗ); Айгиз Марданов / Ильнур Сахабиев (Набережные Челны, «Нива»).
«Спорт»: Радис Хашимов (Набережные Челны, УАЗ); Леонид Захитов / Владимир Червяков (Чернушка, УАЗ); Сергей Куличков (Нефтекамск, УАЗ).
«Суперспорт»: Вадим Лутфуллин (Пермь, УАЗ); Леонид Захитов / Владимир Червяков (Чернушка, УАЗ); Михаил Беляев (Нефтекамск, «Нива»).


Другие статьи

Фото:Елена Аллаярова, На выборы – всей семьёй!
Автор: Елена Аллаярова
В таком виде, то есть с распахнутой дверцей, экобокс может пребывать только в присутствии оператора по вывозке отходов. ФОТО: Наиль ФАХРЕЕВ, «КЗ». Звоните – отреагируют
Автор: Наиль ФАХРЕЕВ
Р.Х.Марданов (на фото слева) побеседовал с жителями Амзи. Фото: Руслан Никонов, Заинтересованным взглядом
Автор: Равиля Решетникова
Отрывок из спектакля. Репетиция. В память о режиссёре
Автор: Елена АЛЛАЯРОВА
Генерал-майор ФСБ в отставке Х.Х.Фархутдинов и глава администрации г. Нефтекамска Р.М.Давлетов на открытии памятника. Пограничникам посвящается
Автор: Людмила Маннанова
Ясавий Гатауллин – самый старший участник конкурса, его стаж работы на тракторе – 50 лет. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Конкурс выявил самых подготовленных
Автор: Равиля Решетникова
Николай Михайлович и Нина Александровна Галановы. Фото из семейного архива. История семьи – история города
Автор: О.Феофанова, заслуженный учитель РБ.
Любовь Рябкова: «Цветочная сказка»: итоги
Автор: Г.Аблязова
На пол Гришу не пускают даже в тёплой одежде.  Фото автора из холодной квартиры. Болезнь роста. Но жильцам от диагноза – не легче
Автор: Наиль Фахреев
Есть новые пионеры в городе! Торжественная минута. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Пионерская жизнь продолжается
Автор: Анатолий Буторин