Проработав более 30 лет педагогом-словесником, я смею отнести учителей к привилегированной касте.
Это убеждение проверено мною годами жизненного пути, пройденного в содружестве с моими воспитанниками, которых я ласково называю «ребятки».
Кроме знаний своего любимого предмета, я всегда старалась прививать добрые качества и со временем поняла, что ребята успешно усваивают мой предмет при главном условии: не быть «фальшивой», а воплощать в себе то, что я хочу видеть в детях. Это порядочность, неравнодушие, совестливость, щедрость… Признаюсь: это непросто! Сложно одновременно обучать и учиться быть ориентиром в жизни.
Но направление было выбрано правильное. Подтверждением тому служит убеждение известного педагога Дистерверга: «Самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».
При этом условии мой ученик ждет последующего урока, который ему не в тягость, на котором я «ввожу» его в реальность, где сложно их малым житейским опытом найти правильные ответы на поставленные жизнью вопросы. Это не только грамотно написать, дать определение части речи, не перепутать понятие «эпитет» и «метафора», но и разобраться в основах жизни: Я и мир вокруг меня.
Благо мои уроки русского языка и литературы позволяют вести детей по дороге сегодняшней стремительной жизни. Переживая судьбы литературных персонажей, мы учимся жить: строить правильные отношения с окружением, искать компромисс в разнообразных житейских ситуациях, извлекать уроки взлета и падения, доброты и бесчеловечности… К примеру, осудить Наташу Ростову, героиню романа Льва Толстого «Война и мир», за увлечение Курагиным легко, но разобраться в ее необдуманном поступке и попытаться оправдать поможет только внутренний, не лишенный чувственности мир семнадцатилетних юношей и девушек. И Кай, главный персонаж сказки Андерсена, будет оправдан пятиклассниками не случайно: дети с пониманием отнесутся к его «холодному сердцу», зная, что в мире есть место «осколкам зла».
В поисках истины я чувствую сопричастность к судьбе каждого ребенка, кто доверился мне и идет рука об руку со мной рядом на протяжении многих лет. Думаю, не ошибусь, если скажу, что наряду с уроками словесника, именуемыми «человековедением», необходимы занятия, которые я бы назвала Академией жизни. Да, в учебном расписании учащихся есть предметы, приобщающие детей к науке, влияющие на формирование личности, но они не освещают тонкости человеческого общежития. И порой жизненно важное познается детьми на личном опыте, нередко неудачном. И пока этот пробел частично восполняют «уроки жизни» грамотного языковеда.
И самой высокой наградой умного и понимающего педагога, на мой взгляд, является не звание, а признание воспитанника: «Мне повезло в жизни! Рядом со мной - настоящий учитель! Учитель от Бога!»
Потому я по праву отнесла учительство к привилегированной касте! И профессиональное счастье мое и моих любимых коллег быть причастными к людям, подарившим свое Сердце детям!