Анна Кузьминых с матерью и сыном, 1916 год. Анна Кузьминых с матерью и сыном, 1916 год.

Царь называл её Анютой

Автор: Р.Мирзаянов, председатель отделения историков-архивистов Камбарского района Удмуртской Республики, заслуженный журналист Удмуртской Республики, г. Камбарка, 25 июня 2018 г.

Старики, если с ними поговорить по душам, вызвать их на откровенность, расскажут много удивительного и интересного. Именно после таких рассказов начинаешь понимать, что камбаряки были еще и участниками многих исторических событий, о которых мы обычно узнаем из книг и фильмов. Одну такую историю я хочу рассказать вам.

Старшая дочь Анна

Итак, жила в Камбарке (при царе Камбарский завод Осинского уезда Пермской губернии) обычная семья. Отец Василий Андреевич Мичков был знатным портным, а законная жена его (так она записана в метрической книге Успенской церкви) Евдокия Стефановна вела 9 февраля 1890 года у них родилась дочь Анна. Затем еще три дочери: Екатерина, Анастасия и Ольга. В трудах и заботах о детях протекали годы. И всё было хорошо, да грянула Первая мировая война. К тому времени Анна была уже замужем и носила фамилию Кузьминых. Ее супруга призвали на фронт. В те далекие годы семьи жили в основном на заработки мужчин, женщины на производстве чаще всего не работали, так что трудно пришлось и Анне.

В Ипатьевском доме

А тут еще и 1917 год всю жизнь перевернул. В поисках заработков стали уезжать люди из родных мест. В 1918 году уехала в Екатеринбург и Анна, оставив малолетнего сына Ивана с матерью.
Устроилась она каким-то чудом на работу ни куда-нибудь, а в знаменитый дом купца Ипатьева, в котором к тому времени уже содержался в заточении царь Николай II с семьей. Возложили на Анну заботу о двух коровах, обеспечивающих царскую семью молоком. Ухаживать за коровами для Анны было делом привычным и знакомым, тем более что сена и муки для их кормления хватало.
В один из дней, подоив одну из коров, Анна поднялась в дом с полным ведром молока. «Анна, ты опять обеих коров в одно ведро подоила, смотри, молоко скиснет», - сделала ей замечание супруга царя Александра Федоровна. «Да Вы что, - ответила ей женщина, - это одна корова дает столько». Процедив молоко, Анна вернулась в сарай доить вторую корову. Затем, насыпав муки в ведро для мешанки, чтобы покормить скотину, услышала, что в хлев кто-то зашел. Оглянувшись, увидела царя с супругой. «Теперь мне понятно, почему коровы доятся ведрами», - сказал Николай Александрович. Одна из коров потянулась к нему мордой, которая вся была в муке, царь погладил животное. «Тебе не жалко, Анюта, столько муки класть?» - спросил он прислугу. «Да много ее, надолго хватит», - ответила бойкая женщина. С тех пор царь стал звать ее Анютой. Она приглянулась царской семье своим трудолюбием и душевной открытостью (прежняя женщина, смотревшая за скотиной, была ленива, и коровы у нее не давали и половины того молока, что надаивала Анна).
Так как прислуги было мало, приходилось нашей землячке работать и на кухне, помогая готовить, подавать на стол. Видела она, что, когда царская семья обедала, охранники бесцеремонно брали со стола самое вкусное и тут же съедали.
Царевич Алексей был болен, вспоминала впоследствии Анна Васильевна, и отец всегда был возле него. И очень беспокоился о нем, если по какой-то причине не мог быть рядом.
Дом был обнесен высоким забором, охрану несли вооруженные рабочие. Но в один из летних дней пришли люди в кожанках и устроили в комнатах обыск. Они перетряхнули все вещи, копались в книгах и белье. Все пленники и прислуга стояли в тех местах, где их застал обыск. Анюта оказалась в одной комнате с Николаем Александровичем. Царь стоял на коленях перед киотом и молился. Он ни разу не повернулся и не встал за все время унизительной процедуры. Один из чекистов, выворачивая чемоданы, матерно ругался, всячески обзывая царя. Испуганная Анюта стояла в дверях. В одном из чемоданов чекист нашел длинные черные кружева. Повертев их в руках, он со злостью кинул их Анюте: «Возьми, тебе пригодятся, ты еще молодая».
После обыска охрана в доме была полностью заменена, и узники стали ждать чего-то страшного.

Фотография от царя

В один из последующих дней царь позвал Анюту к себе, долго благодарил ее за труд, говорил о том, что его дети ее полюбили. «Тебе надо уходить от нас», - сказал ей Николай Александрович. «На память о нас и за твои усердие и доброту на память прими нашу семейную фотографию», - сказал царь. Со слезами на глазах Анюта попрощалась со всей семьей и ушла, спрятав на себе ценную фотографию. Возможно, уход из Ипатьевского дома спас ее от неприятностей.
Щука с мукой и луком

В Екатеринбурге она не осталась, уехала домой в Камбарский завод. Муж все еще воевал, и не было о нем никаких известий. К ней сватались, но она всем отказывала. Супруг вернулся через 11 лет после ухода на фронт. Оказывается, ее Егор был в немецком плену. Вскоре у них родился второй сын – Сергей (участник Великой Отечественной войны).
Впоследствии Анна Васильевна часто вспоминала о своей жизни в Екатеринбурге, рассказывала об этом и своей племяннице Зое, которая рано осталась без матери. Приходя к ней в гости, всегда приносила необычные угощения. Например, жареную щуку, фаршированную крупой с луком. «Такое блюдо готовили на царский стол», - говорила она.
Она нигде не работала и ходила в Успенскую церковь молиться.
С годами у нее появилось страстное увлечение – голуби. Они жили у неё прямо в доме. Она говорила, что они, как люди, разговаривают с нею. От своих младших сестер она отличалась грамотностью, речью и манерами, так как успела, находясь в Екатеринбурге, впитать в себя быт и культуру общения в царской семье.
Всю жизнь она бережно хранила в сундуке черные кружева и большую коричневую фотографию царской семьи, на паспорту. После ее смерти фотография хранилась у другой племянницы на комоде, на виду у всех, но в конце 1980 годов она исчезла.
Перед смертью она говорила сыну Сергею о своем желании, чтобы в день ее похорон шел дождь, так как он смывает все грехи, а затем выглянуло бы солнце. Все так и случилось. Умерла она в сентябре 1954 года.
Никаких записей Анна Васильевна Кузьминых не оставила, время было такое, что чужим о службе царской семье рассказывать было нельзя. Ее основной слушательницей была племянница Зоя Григорьевна Жижина, со слов которой и написан этот материал в 1999 году.
После расстрела царской семьи и прислуги в ночь на 17 июля в газетах появилось следующее сообщение: «Расстрел Николая Романова. Москва, 19 июля. В последние дни столице красного Урала Екатеринбургу серьёзно угрожала опасность: приближение чехословацких банд, в то же время был раскрыт новый заговор контрреволюционеров, имевших целью вырвать из рук советской власти коронованного палача. В виду этого Уральский областной совет постановил расстрелять Николая Романова, что и было приведено в исполнение во вторник 16 июля; жена и сын Николая Романова отправлены в надежное место. Всероссийский ЦИК признал решение Уральского областного совета правильным.
Конфискация имущества царского дома. Издан декрет о конфискации имущества низложенного русского царя и членов царского дома.
Газета «Труженик» г. Сарапул Вятской губернии от 26 июля 1918 года».
 


Другие статьи

Вчера в городе работала республиканская комиссия по приёмке дворов из ремонта, организованного партией «Единая Россия». Члены комиссии (слева направо) депутат Совета ГО Альберт Муханов, региональный координатор партпроекта, депутат Госсобрания РБ Ирек Ниг Пришёлся ко двору
Автор: Наиль ФАХРЕЕВ
Участники форума. Фото: Руслан Никонов, «Старт в карьеру-2017: будущее начинается сегодня!»
Автор: Миляуша Сиразетдинова
Пчеловоды Р.Ильясов и М.Шагиев: Дикий мёд – от пчёл из «Чёртова колеса»
Автор: Миляуша Сиразетдинова
Лучший воспитатель
Автор: Миляуша Сиразетдинова
Айгуль Фаритовну Гильмиярову приглашали работать в санаторий, но она предпочла службу скорой помощи и трудится здесь вот уже почти 25 лет. Фото: Зиля Амирова, «КЗ». Фельдшер спешит на помощь
Автор: Зиля АМИРОВА
У спуска к реке стоит известная скульптура – Григорий Мелехов и Аксинья. Он - на коне, гордый, независимый, сильный. Она - с коромыслом через плечо, хрупкая и беззащитная. Фото: Александр Новиков. Сегодня Тихий Дон почти неузнаваем
Автор: Александр Новиков
В отремонтированной прачечной установлены семь новеньких стиральных машин-автоматов. Всё за счет Фонда социальных целевых программ. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Второе рождение детсада
Автор: Миляуша Сиразетдинова
Номинация «Оператор ППД». Практическая часть конкурса. Кадровый потенциал – энергия наших побед
Автор: Альберт Минигалиев
Чеканя шаг, вошли на площадь участники парада. Фото: Руслан Никонов, «КЗ». Память должна жить в веках
Автор: Зиля Амирова
Для удобства горожан
Автор: Зиля Амирова